Госдума в первом чтении одобрила проект бюджета на ближайшие три
года. Эксперты называют документ слишком смелым и опасаются что
оптимизм, проявленный при его разработке, в будущем может дорого
обойтись государству.
Доходы бюджета в 2012 году прогнозируются на уровне 11,779 триллиона
рублей, в 2013 году - 12,706 триллиона рублей, в 2014 году - 14,092
триллиона рублей. Расходы государственной казны в 2012 году могут
составить 12,656 триллиона рублей, в 2013 году - 13,731 триллиона
рублей, в 2014 году - 14,583 триллиона рублей.
Дефицит федерального бюджета в 2012 году ожидается на уровне 876,6
миллиарда рублей (1,5% от объема ВВП), в 2013 году - 1,025 триллиона
рублей (1,6% ВВП), в 2014 году - 491,1 миллиарда рублей (0,7% ВВП). Его
планируется покрыть за счет за счет государственных заимствований и
средств от приватизации федеральной собственности.
Параметры бюджета рассчитывались, исходя из цены на нефть марки Urals
в 2012 году на уровне $100 за баррель, в 2013 году - на уровне $97, и в
2014 году - $101 за баррель.
Нефтяная зависимость российской казны тревожит специалистов. Они не
исключают, что цены на "черное золото" в обозримом будущем могут
снизиться. На прошлой неделе председатель Счетной палаты Сергей Степашин
заявил о том, что такой вариант развития событий негативно скажется на
российской экономике и предложил предусмотреть на этот случай "подушку
безопасности".
- Действительно, больше всего вопросов вызывают макроэкономические
показатели, на основании которых строится бюджет, - говорит ведущий
эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. - На мой
взгляд, они сильно завышены. Рассчитывать бюджет, исходя из цены нефти в
$100 за баррель, очень рискованно.
Как считает Дмитрий Абзалов, Минфину при таком варианте бюджета
все-таки стоит предусмотреть стратегию действий на случай
неблагоприятного развития событий.
- Как показал 2008 год, если бы такой план был, мы бы отделались меньшими последствиями, - уверен он.
Возможные потери бюджета от снижения цены на нефть даже на $1 доллар,
по словам руководителя аналитического отдела ИГ "Универ Капитал"
Дмитрия Александрова, составляют $2,5 - 3 миллиарда.
- Конечно, цифры приблизительные, но факт остается фактом - бюджет, в
случае падения цен, не досчитается ощутимых сумм, - комментирует он. - А
это значит, что придется думать, чем заполнять дыры. Занимать на
внешнем рынке можно, но накладно - заимствования будут дорожать. Другой
вариант - сокращение расходов. Мера не популярная, хотя в России
достаточно много, к примеру, инфраструктурных проектов, которые, если
разобраться, никак не подстегивают развитие экономики и которые вполне
можно было бы свернуть.
Напомним, по прогнозам Минфина, сокращать бюджетные расходы стране
придется, если цена на нефть упадет ниже $60 за баррель. И то, если
будут исчерпаны все источники финансирования дефицита: средства
резервных фондов, внешние и внутренние заимствования. Но и в этом
случае, "под нож" сначала пойдут, так называемые, условно утвержденные
(не распределенные по статьям) расходы. Согласно законопроекту о
бюджете, в 2013 году в такую категорию попадают около 2% расходов (400
миллиардов рублей), в 2014 году - 5% расходов.
Пока же бюджетные траты Минфин сокращать не собирается. Расходы на
"социалку" даже возрастут. Исполняющий обязанности главы ведомства Антон
Силуанов, представляя проект бюджета в Госдуме, заявил, что в документе
заложены средства на полное обеспечение жильем военнослужащих в
ближайшие два года и дополнительные деньги на жилье для ветеранов.
Существенно вырастут расходы на оборону (деньги нужны на реформирование
армии и повышение денежного довольствия военнослужащих) и на
национальную безопасность.
|