В последнее время весьма интенсивно обсуждаются слухи, что Китай может в
конечном итоге получить доступ к «Сентинелу». В случае если это станет
реальностью, Китай сможет освоить основные технологии, которые будут
использованы им в аэрокосмической промышленности. В частности, это может
касаться разработки контрмер способных обнаруживать американские БЛА и
стелс-самолеты, летающих вдоль китайских границ. У Ирана достаточно
политических, финансовых и военных стимулов для предоставления Китаю
такой возможности.
Несмотря на заявления некоторых чиновников
Ирана, данная страна вряд ли имеет технологические возможности для
дублирования передовых технологий «Sentinel». Предоставление доступа
Китаю к данному аппарату для Ирана выгодно, поскольку исламское
государство в этом случае получит более широкий доступ к военным
технологиям Китая, а также заручиться его дипломатической поддержкой в
противостоянии с западными странами в вопросе собственной ядерной
программы.
С начала 1980-х Китай –
надежный
иранский поставщик оружия. Китай в эту страну поставляет различную
военную технику, в частности, скоростные патрульные суда, истребители
F-7, противокорабельные ракеты, осуществляет помощь в разработке
баллистических ракет. Хотя в 2000-2010 гг. объем поставок по сравнению с
предыдущими годами снизился, Китай продолжает оказывать помощь Ирану в
разработке программ вооружений. Иранское информагентство Mehr News
«полуофициально» сообщало, что китайские и российские чиновники уже
сделали запросы на получение доступа к американскому беспилотнику.
После
разрыва в 1960 году советско-китайских отношений, Китаем стал активно
использоваться обратный инжиниринг для модернизации советского
вооружения. Кроме того Китаем через третьи страны был получен доступ к
некоторым американским самолетам и аэрокосмическим технологиям. Самым
цитируемым примером является доступ Китая к истребителю F-16
военно-воздушных сил Пакистана. Трудно определить китайский уровень
доступа к данному самолету, но, судя по публикациям находящимся в
открытом доступе, китайские специалисты смогли детально ознакомиться с
конструкцией истребителя американского производства. Вероятно, Исламабад
поставлял в Китай подсистемы этого самолета и обеспечивал доступ к
эксплуатационным чертежам и конструкции F-16.
В течение последних
двадцати лет уровень технологий военной авиации Китая, а также
способность производить сложные аэрокосмические системы стремительно
увеличивались. Таким образом, китайские специалисты способны скопировать
технологии «Сентинела». В конструкции истребителя J-10, например,
используются современные композиционные материалы и металлические сплавы
имеющие высокую прочность при малой массе. Истребитель J-11B Китай
разработал на базе Су-27 российского производства. Кроме того в
локализации производства страна добилась больших успехов. Появление
прототипа стелс-истребителя J-20, совершившего первый полет в январе
2011 г., подтверждает тот факт, что Китай может использовать
стелс-технологии в конструкции перспективных самолетов.